31 августа 2021
Объем потребления субстратов из каменной ваты достиг 2,5 млрд рублей
Объем потребления минераловатных субстратов для тепличных хозяйств в России составил около 2,5 млрд руб., увеличившись за год на 3,5%. Сохранить свои позиции, несмотря на снижение спроса на свежие овощи в период пандемии, аграрии смогли за счет смены каналов сбыта: падение в HORECA компенсировалось активным развитием отгрузок через цифровые площадки OZON, Wildberries, Яндекс.Лавка и т.п.
Общая площадь российских теплиц, являющихся основными потребителями субстратов из каменной ваты, в 2021 году достигла 4,39 тыс. га. Прирост новых площадей по сравнению с прошлым годом снизился почти в 2 раза – с 6,6% до 3,4%. Этому способствовало завершение в 2020 г. госпрограммы развития сельского хозяйства и прекращение льгот, которые предоставляли предпринимателям в ее рамках.
Кроме того, за год в России закрылось около 2,3% тепличных хозяйств. Причинами стало падение спроса со стороны сегмента HORECA в период самоизоляции весной 2020 года, а также общее снижение покупательной способности населения, которое отразилось и на продуктовой корзине, в том числе потреблении огурцов, томатов и зелени.
По словам Василия Ткачева, руководителя направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ, после падения в апреле-мае 2020 года быстрее восстановились те тепличные хозяйства, которые смогли адаптироваться к переменам. «В связи с закрытием общепита и туристического сектора отгрузки в отели, кафе и рестораны, занимавшие 20-25% рынка, практически прекратились. На плаву остались поставщики торговых сетей. Остальным пришлось срочно искать выход или терять прибыль, останавливать производства и закрываться. В выигрыше оказались те, кто смог переориентироваться на работу с новыми каналами – цифровыми площадками, такими как Яндекс.Лавка и Сбер.Маркет, которые в пандемию получили мощный толчок для развития и стали продавать в том числе и свежие овощи», – отметил эксперт.
За год аграрии, работающие на закрытом грунте, практически полностью перешли на отечественные субстраты. Доля импортной продукции, в основном из Нидерландов и Польши, снизилась и составила 13% от общего объема потребления.
Экспорт сегодня занимает около 17-20% рынка субстратов из каменной ваты, основные поставки идут в Беларусь и страны южной Европы (Болгарию, Грецию, Македонию), а также в Абхазию, Азербайджан, Казахстан, Китай, Нидерланды, Польшу, Турцию, Финляндию, Эстонию и Японию. Рост экспорта сдерживает недостаточная насыщенность российского рынка – в первую очередь субстраты направляются отечественным потребителям.
Среди российских регионов лидерами потребления минераловатных субстратов остаются Центральный, Южный и Северо-Западный федеральные округа. Агропредприятия концентрируются в основном вокруг крупных городов и в свободных экономических зонах (Липецкая и Калужская области), а также на юге страны – регионе с традиционно развитым сельским хозяйством, дешевой рабочей силой и электроэнергией (Ставропольский край).
«В ближайшее время рост потребления субстратов из минеральной ваты не превысит 6-7% в год. При этом активно будет развиваться цифровизация этого направления. Например, применение субстратов со специальными датчиками, позволяющими мониторить их состояние, уровень питательных элементов в растворе, температурно-влажностный режим и т.д. Другой важный тренд – развитие сервиса и службы поддержки клиентов. Наши потребители предпочитают не просто покупать продукт, а получать определенные знания и экспертизу. Поэтому производители помимо субстратов предлагают услуги агрономов, которые могут профессионально проконсультировать по вопросам выращивания сельхозкультур на гидропонике», – комментирует Василий Ткачев. |